Версия для слабовидящих
Баннер
Баннер

Учебный план на 2018/2019 учебный год

Сведения об образовательной организации - Образование
Приложение 1
к приказу № 107 от 30.08.2018

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Прогимназия № 61»

 2018-2019 учебный год

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному  плану  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Прогимназия № 61» на 2018– 2019 учебный год

  Учебный план  МБОУ «Прогимназия № 61» составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

-       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; -       Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060);

  -       Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. (СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10);

-       Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г  №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г  №373»;

-       Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

-       Федеральный  перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом МОиН РФ от 31.03.2014  №1251.

Особенности учебного плана  начального общего образования, реализующего ФГОС НОО (1-4 классы)     

Данный учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта и определяет:

1) общий объём учебной нагрузки;

2) максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

3) состав и структуру обязательных предметных областей;

4) распределение по периодам обучения учебных предметов;

5) формы промежуточной аттестации.  

Реализация учебного плана на уровне начального общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе: - учебной деятельности как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - универсальных учебных действий; - познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.   Учебный план составлен с целью: - дальнейшего совершенствования образовательного процесса; -повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса; - сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.   Режим организации образовательного процесса в 2018-2019 учебном году Учебный план рассчитан на работу начальной школы в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 31 календарных дней (для 1-х классов – 34), в том числе две недели в зимний период. Обучение в 1-4-х классах осуществляется в первую смену. Продолжительность урока (академический час) во всех классах составляет 40 минут, за исключением 1-ого класса. Обучение в 1-м классе осуществляется в первую смену с соблюдением следующих дополнительных требований: используется "ступенчатый" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый и 1 раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; январь-май - по 4 урока в день по 40 минут каждый и 1 раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры); в первом полугодии в середине учебного дня  организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут. Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189); объем домашних заданий: во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 классах – по 2 ч (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10). Максимально допустимая недельная образовательная нагрузка: 1 класс – 21 час; 2-4 классы – 23 часа.   При составлении учебного плана образовательного учреждения занятия внеурочной деятельности обучающихся проводятся с учетом санитарных правил и нормативов (п.10.6. СанПиН 2.4.2. 2821-10). Между началом внеурочной деятельности и последним уроком обязательно устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Учебный план ориентирован на 4-х-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. (1-4 классы).      Обучение в 1-4 классах осуществляется по учебно-методическим комплектам «Школа 2100» (4а, 4б), «Школа России» (1а, 1б, 3б, 3г), «Перспектива» (1в, 1г, 2а, 2б, 2в, 3а, 3в, 4в, 4г), которые обеспечивают реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями обучающихся.         Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение учебного плана прогимназии, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величины недельной образовательной нагрузки.        Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: §  формирование гражданской идентичности школьников; §  приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; §  формирование готовности к продолжению образования в основной школе; §  формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;  §  личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.  

Содержание предметных областей

№ п/п Предметные области Основные задачи реализации содержания Учебные предметы
1 Русский язык и литературное чтение Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Русский язык Литературное чтение
2 Иностранный язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других страна, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Английский язык
3 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Математика
4 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме Окружающий мир
5 Основы религиозных культур и светской этики Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Основы светской этики Основы православной культуры
6 Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру Музыка Изобразительное искусство
7 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности Технология
8 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни Физическая культура

  Распределение учебного времени на освоение учебных предметов:  

Учебные предметы Уровень Учебное время, отводимое на изучение учебных предметов
1 Русский язык 1-4 классы по 5 ч
2 Литературное чтение 1-3(4) классы по 4(3) ч
3 Математика 1-4 классы по 4 ч
4 Иностранный язык (английский) 2-4 классы по 2 ч
5 Окружающий мир 1-4 классы по 2 ч
6 Основы религиозных культур и светской этики 4 классы по 1 ч
7 Музыка 1-4 классы по 1 ч
8 Изобразительное искусство 1-4 классы по 1 ч
9 Технология 1-4 классы по 1 ч
10 Физическая культура 1-4 классы по 3 ч

    Обязательная (инвариантная) часть Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена следующими предметами: русский язык и литературное чтение. Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Для его изучения отводится в 1-4 классах 5 часов в неделю (1 час за счет участников образовательных отношений). Изучение литературного чтения в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. На его изучение отводится 4 часа в 1-3 классах и 3 часа в 4 классе. Предметная область «Иностранный язык» в прогимназии представлена предметом английский язык, который изучается со 2 класса по 2 часа в неделю с делением класса на группы. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Предметная область «Математика и информатика». Изучение математики (в 1-4 классах по 4 часа) направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» представлена предметом окружающий мир (1-4 классы по 2 часа). Изучение окружающего мира направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.  Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Предметная область «Искусство» включает 2 часа. Они распределены в соответствии с федеральными программами: музыка - 1 час, изобразительное искусство - 1 час. Изучение этих предметов эстетического цикла направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников (по 1 часу в 1 – 4 классах). В предметной области «Физическая культура» часы распределены согласно федеральной программе: по 3 часа в 1-4 классах. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.        В учебный план 4-х классов введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который изучается по 1 часу в неделю. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Этот предмет представлен модулем «Основы светской этики». Образовательное учреждение определило данный модуль на основе потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса. Таким образом, содержание образования, определенное инвариантной частью,  обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта, а учебный план начальной школы позволяет удовлетворить образовательные запросы учащихся, их родителей, обеспечить выполнение программ обучения. По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Применяется зачётная система («зачёт», «незачёт»). Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения  систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.  Часть, формируемая участниками образовательных отношений, использована на увеличение количества часов по русскому языку в обязательной части. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели

  1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего за
4 года
Общий объём годовой (недельной) нагрузки 693 (21) 782 (23) 782 (23) 782 (23) 3039 (90)
Максимальный объём аудиторной нагрузки при 5-дневной учебной неделе 693 (21) 782 (23) 782 (23) 782 (23) 3039 (90)
    Учебный план начального общего образования (недельный)
Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I II III V
Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 20
Литературное чтение 4 4 4 3 15
Иностранный язык Английский язык - 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1
Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Музыка 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого   21 23 23 23 90
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - - - - -
Обязательная нагрузка обучающихся 21 23 23 23 90
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной рабочей неделе 21 23 23 23 90
  Учебный план начального общего образования (годовой)
Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I II III V
Русский язык и литературное чтение Русский язык 165 170 170 170 675
Литературное чтение 132 136 136 102 506
Иностранный язык Английский язык - 68 68 68 204
Математика и информатика Математика 132 136 136 136 540
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 66 68 68 68 270
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 34 34
Искусство Изобразительное искусство 33 34 34 34 135
Музыка 33 34 34 34 135
Технология Технология 33 34 34 34 135
Физическая культура Физическая культура 99 102 102 102 405
Итого   693 782 782 782 3039
Часть, формируемая участниками образовательного процесса - - - - -
Обязательная нагрузка обучающихся 693 782 782 782 3039
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной рабочей неделе 693 782 782 782 3039

  Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся НОО. Промежуточная аттестация планируемых результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС проводится в 1-4 классах. Формами промежуточной аттестации являются: письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся стандартизированные работы по русскому языку и математике, комплексная работа на межпредметной основе.    

Предметные области Учебные предметы Формы
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Русский язык и литературное чтение Русский язык Диктант с грамматическим заданием Диктант с грамматическим заданием Диктант с грамматическим заданием Всероссийская проверочная работа
Литературное чтение Смысловое чтение Смысловое чтение Смысловое  чтение Смысловое  чтение
Иностранный язык Английский язык - Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа
Математика и информатика Математика Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Всероссийская проверочная работа
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир - Тест Тест Всероссийская проверочная работа
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - Зачет

Искусство Изобразительное искусство - Творческая работа Творческая работа Творческая работа
Музыка - Тест Тест Тест
Технология Технология - Творческая работа Творческая работа Творческая работа
Физическая культура Физическая культура - Зачет (сдача нормативов) Зачет (сдача нормативов) Зачет (сдача нормативов)
    Сетка часов для 1-2 классов (ФГОС НОО) на 2018-2019 учебный год  
Образовательные области Предметы/ классы 1 в,г Перспектива     2 а,б,в Перспектива   1 а,б Школа
России
Инвариантная часть учебного плана
Русский язык и литературное чтение Русский язык   5 5 5
Литературное чтение   4 4   4  
Иностранный язык Английский язык   2 2
Математика и информатика Математика 4 4 4
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир   2 2 2
Искусство Изобразительное искусство 1 1 1
Музыка   1 1 1
Технология Технология   1 1 1
Физическая культура Физическая культура 3 3 3
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - -
  Всего 21 23 23
    Вариативная часть учебного плана  
  Компонент ОУ   0 0 0
  Максимальная нагрузка  на одного ученика   21   23   23
  Сетка часов для 3-4 классов (ФГОС НОО) на 2018-2019 учебный год  
Образовательные области   Предметы/ классы   3 б,г Школа России     3 а,в Перспектива   4 а,б Школа 2100     4 в,г Перспектива
  Инвариантная часть учебного плана  
Русский язык и литературное чтение Русский язык   5 5 5 5
Литературное чтение   4 4 3 3
Иностранный язык Английский язык 2 2 2 2
Математика и информатика Математика 4 4 4 4
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир   2 2 2 2
Искусство Изобразительное искусство   1 1 1 1
Музыка   1 1 1 1
Технология Технология   1 1 1 1
Физическая культура Физическая культура   3 3 3 3
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - 1 1
  Всего 23 23 23 23
    Вариативная часть учебного плана  
  Компонент ОУ   0 0 0 0
  Максимальная нагрузка  на одного ученика   23   23   23   23