Урок по литературному чтению во втором классе К. Бальмонт, Я. Аким «Стихи о первом снеге»

Методическая копилка - Чтение

 

Урок по литературному чтению во втором классе
К. Бальмонт, Я. Аким «Стихи о первом снеге»
(семинар «Исследовательская деятельность младших школьников»:28.11.2007год,
учитель – Марихина Татьяна Леонидовна)
 
Цели: ввести учащихся в мир поэзии К. Бальмонта и Я. Акима, показать значение литературных приемов в лирике поэтов, развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворениями «Снежинка», «Первый снег!»; способствовать эстетическому развитию учащихся.
Оборудование: портреты К. Бальмонта и Я. Акима, картины природы, рисунки, карточки со словами: лирика, сравнение, олицетворение; словарь настроения и др.
 
 
Содержание урока:
1.
- Ребята, отгадайте загадку: «Белый, пушистый, на землю ложится.» Что это?
- Снег. Мы видим его, трогаем руками, играем с ним, даже чувствуем его свежесть. Но, что такое снег?
- Готовясь к сегодняшнему уроку, мы с вами провели большую подготовительную работу: ходили на экскурсию, писали доклады, мини-сочинения, подбирали пословицы и загадки о снеге, провели конкурс рисунков и даже стихов. Всё это вы готовили (очень хорошо, что с родителями), читая энциклопедии, художественную литературу, исходя из своих наблюдений, хоть и небольшого, но жизненного опыта.
- Давайте послушаем сообщение одноклассника «Что такое снег?» (доклад)
 
2.
- Ребята, в какое время года бывает снег?  (зимой, осенью)
- Правильно. Только через два дня наступит настоящая календарная зима, но зимняя погода нас уже радует давно.
- А какой снег бывает? Всегда ли он одинаковый?
- Какой снег вам больше нравится? Тихий, спокойный; мокрый, липкий; колючий, с ветром и почему?
- Ребята, наблюдая за снегом, за своими ощущениями при виде первого снега после дождливой осени, мы увидели как преобразилась земля. Снег – это красиво? (мини-сочинение)
 
3.
- Итак, мы выслушали ваши мнения. А вы знаете, как красиво описывают снег творческие люди: художники, музыканты, писатели, поэты.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворениями величайших русских поэтов. Первый из них – Константин Бальмонт. Он с детских лет начал знакомиться с родной природой и потом всем сердцем полюбил её. И какое счастье, какую радость в жизни принесла ему эта любовь!
- Послушайте, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба на землю. (читаю наизусть)
- О чём вы задумались?
- (шёпотом) Хотите послушать ещё? (читаю наизусть второй раз)
- Скажите, какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Что вы почувствовали?
- Какую картину представили, когда слушали стихотворение?
 
4.
- Понравившиеся строчки можно читать и перечитывать снова и снова, поэтому я вам предлагаю открыть учебник на стр. 191. Вчитайтесь в эти замечательные строки и обратите внимание на то, как автор описывает снежинку. Какая она?                                                                                                                                                                                              В стихотворении каждый из вас может открыть то, что не заметили другие.
 На доске снежинки. Дети выбирают прилагательные: светло-пушистая, белая, чистая, умелая, сохранно-белая.
- Что поэт хочет подчеркнуть этими словами?
- Давайте проследим, как поэт описывает путь снежинки. Найдите строки, которые рассказывают об этом.                   По ходу, используя пазы, задаю вопросы:
- Как вы понимаете «высь лазурная»?                                                                                      - - Что автор подразумевает под словом «дорогой»? Ведь в небе нет никаких дорог?                                                           
- Путь не закончен, он продолжается… Каким словом автор подчёркивает дальнейшее движение снежинки?                 
- Как заканчивается этот путь?
- Снежинку часто сравнивают с чем-то. Попробуйте сами придумать сравнения. (Снежинка как…)
- Какое сравнение нашёл Бальмонт? Почему?
- Каков же путь снежинки? Как говорит об этом поэт? Найдите слова в тексте?
- Мы проследили путь снежинки. Какой же он непростой. Ведь на самом деле, ребята, порхающую в небе снежинку подстерегают опасности. Она может растаять. И чем мельче снежинка, тем быстрее она испаряется. И чем дольше падает снежинка, тем более круглой становится её форма.
- Снег. Снежинка – явление природы, неживой природы! А вам не кажется, что некоторые из этих слов (доска) не употребишь по отношению к неживому предмету?
- Найдите эти слова. О ком можно так сказать?
- Поэт одушевляет снежинку, делает её живой. Такой литературный приём, когда качества человека переносятся на неживой предмет, называется: олицетворение.
- Ребята, перечитайте начало и конец стихотворения. Что вы интересного заметили? Как вы думаете, почему автор изменил порядок слов?
- По-моему мнению, если глубоко проникнуться этим стихотворением, то можно догадаться, что К. Бальмонт через описание пути снежинки, путём олицетворения, описывает жизненный путь человека.                                                      Так и человек рождается с белой чистой душой. Но не у каждого найдётся смелость, чтобы пройти жизненные испытания и остаться благородным и честным, с белой и чистой душой.
 
 5.
- Каждое стихотворение несёт с собой определённое настроение. С каким чувством нужно читать это стихотворение?
- Сколько чувств передал нам поэт! Ребята, если в стихотворении передаются чувства, то такое стихотворение называется лирическим.
- Как вы понимаете, что значит прочитать выразительно?                                                                                                    
  Кто попробует прочитать выразительно вслух, чтобы всем кто слушает, передалось настроение, чувства этого волшебного стихотворения? (читают 1-2 ученика)
- Ребята, если бы вам нужно было написать музыку к этому стихотворению, какая бы она была: быстрая или спокойная, громкая или тихая?                                                                                                                                                               (включаю музыку)
- Встаньте. Давайте представим себе на месте снежинки. Вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь. (физминутка)
6.
- Как рождаются стихи?
                                                                                                                                         У Якова Акима дело было так: «Шёл он по улице, нёс молоко своей дочке. Начиналась зима, падал снег: медленный, пушистый. Первый снег! И только он об этом подумал, как, откуда ни возьмись, вокруг него вместе со снежинками заплясали, закружились строчки: «Утром кот принёс на лапках первый снег, первый снег…»  (читаю наизусть)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (выбирают из словаря настроений)
- Перечитайте стихотворение и скажите, каким видят снег герои этого произведения? + словарная работа
- Что особенно радует детей?
- Какие строки повторяются?
- Почему после них стоит восклицательный знак?
- Ребята, обратите внимание, что у этого стихотворения нет названия. Может быть вы сами придумаете заголовок?      (открываю на доске «Первый снег»)
подготовленные дети:
1-ый ученик: Татьяна Леонидовна, Яков Аким рассказывает о радости людей, увидевших за окном первый снег. Только мне непонятно, когда это происходит в октябре или ноябре?                                                                                     
2–ой ученик: Непонятно, потому что автор забыл добавить к названию стихотворения слово «последний».                    
1-ый: Ерунда. Тогда получится: последний первый снег.                                                                                                         
2-ой: Именно так. Ты прочти внимательно: какой снег видят герои?                                                                                       
1-ый: Лёгкий, новый, - значит, они по нему соскучились.                                                                                                         
 2-ой: Правильно. Заметь, снег расстелился на мостовой платком пуховым. Такое бывает в ноябре, порой даже в декабре.                                                                                                  1-ый: Допустим. Откуда же появилось слово «последний»?                                                                                                    
2-ой: Во-первых, снег октябрьский почти не заметен. Он быстро исчезает без следа. Плюс в стихотворении есть две подсказки: снег в дом принёс кот. Кот – это животное. И так как лапки у него тёплые, то первый снег растает, его лапы просто намокнут. К тому же важно, чем заканчивается это стихотворение…(зачитывает)   Когда можно будет кататься на санках и лепить дома из снега?                                                                                                                              
1-ый: Скоро.                                                                                                                                                                             
 2-ой: Автор уточняет: очень скоро. Ещё день – два, и снег выпадет настоящий, его будет много. Снег в стихотворении Акима замечателен тем, что он последний осенний и первый зимний. (удивлённым взглядом на протяжении всего спора подыгрываю)  
- Ребята, девочки ввели меня в замешательство. Может быть,  вы выскажите своё мнение по поводу их спора?
- Прочитаем выразительно это стихотворение. С каким чувством вы будете читать? (читают 1-2 ученика) 
 
7. 
- Вы сегодня познакомились с двумя замечательными поэтами, с двумя интересными стихотворениями о первом снеге. Вы сравнивали различные чувства, настроение, интонацию.                                                                                                                     
Почему различные? Да потому, что эти люди жили в разные эпохи, смотрели на мир каждый своим взглядом… со своим характером, со своей судьбой.
- Но всё же, почему поэты решили поделиться своими наблюдениями?
 
«Как удивительна, хороша жизнь!
Как мозаика состоит из разноцветных кусочков впечатлений,
порою мимолётных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу.
Умели бы видеть глаза и сердце…»
(Дитмар)